Завещание Павла Флоренского и объяснение его палача

Священник Павел Флоренский (1882 — 1937)

Осенью 1937 года священника Павла Флоренского приговорили к высшей мере. Он об этом не знал: решение тайно принимала «тройка». Всего в те дни вынесли смертные приговоры почти двум тысячам Соловецких узников. Их поделили на три партии. Первую расстреляли в начале ноября. Вторую (в ней был отец Павел) — 8-10 декабря 1937 г. Третью в феврале 1938-го. Место захоронения до сих пор не найдено. Наиболее активным исполнителем приговоров был Александр Поликарпов, комендант управления УНКВД по Ленинградской области. Жить ему после этого оставалось недолго.

Из завещания отца Павла жене и детям

«Прошу вас, мои милые, когда будете хоронить меня, – приобщиться Святых Таин в этот самый день, а если уж будет никак нельзя, то в ближайшие дни. Обо мне не печальтесь и не скорбите по возможности. Если вы будете радостны и бодры, то мне этим доставите успокоение.

Самое главное, о чём я вообще прошу вас, – чтобы вы помнили Господа и ходили пред Ним.

Не забывайте рода своего, прошлого своего, изучайте своих дедов и прадедов, работайте над закреплением их памяти.

Не ищите власти, богатства, влияния… В малой доле всё само придёт, – в мере нужной. А иначе станет вам скучно и тягостно жить.

Всегда обращайтесь за помощью к Господу, Божией Матери, угоднику Божию Сергию, а ещё святым Николаю Чудотворцу, преподобному Серафиму и своим Ангелам.
Будьте всегда в жизни добры к людям и внимательны. Старайтесь чутко прислушиваться и уметь вовремя прийти с помощью к нуждающимся, кого вам Бог пошлёт.

Не завидуйте, мои дорогие, никому. Зависть измельчает дух и опошляет его.

Почаще смотрите на звёзды. Когда на душе плохо, когда вас обидят, когда придёт на вас душевная буря – выйдите на воздух и останьтесь наедине с небом. Тогда душа успокоится».

Объяснение старшего лейтенанта Поликарпова

14 марта 1939 года. Начальнику УНКВД комиссару тов. Гоглидзе.

«За весь период моей работы в органах НКВД я честно и преданно выполнял круг своих обязанностей.

Последние два года были особо напряжённые по оперативным заданиям.

Тов. Комиссар, я не виновен в том, что мне давали предписания, и я их выполнял. Ведь моё дело исполнительное.

И вот теперь, когда говорят об осуждении невиновных, я стал замечать, что на меня косо смотрят и указывают пальцами. Будучи и так в очень нервном состоянии, я совсем морально упал и пришёл к выводу, что дальше работать не могу.

Тов. Комиссар, простите моё малодушие. Моя последняя просьба: не обижайте жену, она больная после потери обоих ребят, у неё рак, в служебные дела я её не посвящал и причин смерти она не знает.

Прощайте. Поликарпов».

Послесловие

Свою записку офицер Поликарпов написал в служебном кабинете, когда узнал, что его увольняют из органов. В то время началась борьба с «ежовщиной» и чистки в НКВД. Профессиональный исполнитель «оперативных заданий» понимал, чем это ему грозит.

Вернувшись домой, он написал короткую записку жене, приколол её булавкой к стене, обмотал голову полотенцем, чтобы не испачкать кровью комнату, и пустил себе пулю в висок.

По материалам православных сайтов

(1)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *