Чтение Библии на сегодняшний день

 

(Книга пророка Иоиля, Глава 3:12-21)

«И ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив… Вострубите трубою.., назначьте пост и объявите торжественное собрание… пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы. …да плачут священники, служители Господни, и говорят: «пощади, Господи, народ Твой…»» (Иоил.2:12–13, 15–17).

Кто слышит ныне глас этот, раздающийся в церкви? Если бы с неба на площадях раздался громовой голос: «пощадите, люди, себя самих, да пощадит и вас Господь», может быть, кто-нибудь и услышал бы его и очнулся от упоения утехами, похотями и вином. Священники не перестают взывать: «пощади, Господи»! Но от Господа верно исходит грозный ответ: «не пощажу, ибо нет ищущих пощады». Все спиною стоят к Господу, отвратились от Него и забыли Его.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

 

Хотя Великий пост начнется только в понедельник следующей недели, Церковь через богослужение уже начинает готовить нас к наступлению этого значимого периода в календаре православного христианина. Вокруг нас шумит масленица, блины и другие вкусные угощения радуют глаза и желудки. Но сквозь эту широкую, звенящую радость масленой недели настойчиво пробивается тихое звучание песнопений, напоминающих нам о скором начале периода покаяния и непростого духовного труда.

Сегодняшнее богослужение очень похоже на великопостное. Литургия не служится — её заменяют иные службы. Не читаются также отрывки из Евангелия и апостольских посланий. Вместо них мы слышим произведения авторов Ветхого Завета. Они наполнены грустью и посвящены главной теме масленой недели — Страшному суду.

Сегодня читается отрывок из Книги пророка Иоиля. До сих пор идут споры, когда жил этот святой, но большинство исследователей склоняется к мнению, что Иоиль жил до покорения Иудеи вавилонским царем Навуходоносором II. Скорее всего, пророк обитал при Иерусалимском храме и хорошо знал быт ветхозаветного священства.

Строки пророческих предсказаний святого посвящены именно столице Иудейского царства. Именно здесь, по мнению Иоиля, должен будет пройти суд Божий над людьми в конце времен.

Конкретным местом Страшного суда для пророка является долина Иосафата (иначе — Кедронская долину), которая до сих пор существует. Она расположена рядом со старой частью Иерусалима. БОльшая часть толкователей пророчества Иоиля говорят об условности такой географии и призывают обратить внимание на символический смысл слов святого. Имя еврейского царя Иосафата, похороненного на территории знаменитой долины, переводится как «Господь судит». И суд Божий, по указанию Иоиля, начнется над людьми только по одной причине — количество злобы и ненависти в мире будет таким огромным, что не останется никакого смысла продолжать историю человечества. Перед Господом предстанут все люди — и живые, и уже умершие. Участь их окажется разной. Для кого-то радостной, для кого-то печальной. Причиной такого разделения будут сами люди.

Страшный суд Иоиль уподобляет сбору плодов — плодов жизни. И вердикт, который мы услышим, продолжит траекторию нашего существования. Тот, кто от Бога бежал и прятался, так и продолжит существовать без Него. Тот, кто к Богу стремился, получит возможность навсегда остаться под защитой Его любви. В мире, по мнению пророка, наконец-то установится справедливость. Мы часто становимся свидетелями, как благочестивые люди подвергаются притеснениям. В довольстве и достатке живут те, кто заставил свою совесть молчать. Иоиль предрекает, что в день Страшного суда всё встанет на свои места. Земля греха лишится прежней зелени, явит всем свою мертвенность. Сухая, обезвоженная обидами почва праведников, насытится водами благодати.

Книга пророка Иоиля вдохновляет и страшит одновременно. Она напоминает нам о том, какую ответственность мы несём, прежде всего, перед собой за каждый поступок и слово. Будем же жить так, чтобы в день Страшного суда нам перед Богом не было стыдно.

Священник Антоний Борисов

 

(2)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *