ВОЗЛЮБИТЬ ВРАГОВ СВОИХ

«Не могу любить врагов», часто слышим от верующих людей. Да и многие из нас  о себе так скажут. С горечью и стыдом. Горечь и стыд — оттого, что знаем: врагов любить надо. Это же прямые слова Христа: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любúте врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный «(Мф 5:43–48).

А если дальше размышлять, что же получается? Господь дает Своим ученикам (а мы, современные христиане, тоже ведь Его ученики) заповедь о любви к врагам. Ее, эту заповедь, невозможно толковать в переносном смысле, здесь всё предельно четко и понятно. Любите, благословляйте, благотворите, молитесь. Если это невыполнимая заповедь, так зачем же Господь нам ее дал? А если выполнимая, то почему же у нас при всем желании не получается ее выполнять? Почему все попытки возлюбить тех, кто вызывает у нас ярость и отвращение, заканчиваются ничем?

На этот вопрос часто слышим   стандартный ответ: значит, плохо стараешься, недостаточно! Надо больше стараться, надо дольше молиться, надо понуждать себя, а ты мало понуждаешь! И это в церковной среде звучит постоянно. Случается, когда люди начинали еще больше стараться, и кончалось это глубоким неврозом. Другие, убедившись, что, как ни старайся, ничего не получается, просто уходили из Церкви. Не хлопая дверью, а по-тихому. А кто-то, оставаясь в Церкви, просто смирялся со своей слабостью, воспринимал себя как ученика-двоечника, которого вечно будут держать в первом классе.

И конечно, мучают  вопросы. Как относиться к тому, что Бог призывает меня к совершенству, а у меня ничего не выходит? Это же не чепуха, не «пустяки, дело житейское»! Исходя из  того, что если веровать всерьез, если считать Евангелие чем-то бóльшим, чем просто мудрая книга, то и жить надо по Евангелию. И раз не получается, значит, ты не приближаешься  ко Христу. Нарушаешь данные в таинстве Крещения обеты.

И это не только к заповеди о любви. С другими заповедями не легче. Например, ну никак не получается не надеяться на богатство, жить днем сегодняшним (богатство — это не только про деньги, это и таланты, способности, полезные навыки, профессионализм и так далее). Или заповедь о неосуждении, о целомудрии. Старается человек, исповедуется, пытается контролировать свои мысли и чувства, проходят годы, десятки лет — а воз и ныне там. Да, это касается не всех, но многих… наверное, даже большинства.

Отношение к врагу – важный показатель духовного устроения человека.

С чего начать? Кто твои враги?

Во-первых, попытаемся осмыслить, о каких «врагах» вообще идет речь. О врагах ли Отечества, которых в нашей прошедшей и современной истории всегда достаточно? Нет, ибо врагов Отечества митрополит Филарет (Дроздов) призывал сокрушать. О врагах ли Божиих: еретиках, гонителях, кощунниках и т.д.? Но таковых он велел гнушаться. Так о ком же идет речь?  Речь о врагах своих личных: «враги зде разумеются те люди, которые нам словом или делом какие-либо являют озлобления». Т.е. враги – не те лишь, которых мы признаем за своих врагов и которые нам отвечают тем же, не те лишь, с кем мы пребываем в перманентной ссоре или неприязненных отношениях, а всякий человек, который вольно или невольно причинил нам какую-либо скорбь.

Встречаются, и нередко, люди, которые утверждают, что заповедь о любви к врагам к ним не относится, ибо у них нет врагов! Эта заповедь выпадает из их духовного кругозора, ибо к ним «не относится», но при этом они умудряются ее постоянно нарушать, например, встречаясь каждодневно с хамством на дорогах, препираясь о первенстве в очереди в больнице или ругаясь на купленный в магазине просроченный товар! Причем здесь враги, спросите вы? А при том, что всякое проявление агрессии, неуважения или несправедливости по отношению к себе мы воспринимаем как враждебное отношение, а, значит, для нас здесь – замечательная возможность исполнить заповедь о любви к врагу. Было бы только усердие.

Итак, вражда и враги в нашем мире поджидают нас фактически на каждом шагу, а, значит, для нас всегда открыто поприще, на котором мы можем поупражняться в духовной жизни. Тем более что отношение к врагу – важный показатель духовного устроения человека. Преподобный Силуан Афонский говорил: кто хочет узнать о себе, какой он христианин, пусть посмотрит на себя со стороны и обратит внимание на то, как он относится к своим врагам. Господь призывает нас их любить, но что это такое – «полюбить врага»? Обязаны ли мы заставить себя подружиться с обидчиком или оправдать его поступок, дать ему, вопреки справедливости, положительную оценку, или сделать еще нечто подобное? Наверное, все же нет. Любовь евангельская вполне отличается от земного эквивалента, и существенное отличие в том, что если любовь земная практически всегда переплетена с дружбой так, что одно без другого не бывает, то любовь, заповедуемая Евангелием, вполне обходится без дружбы. Она вся – в исполнении заповедей Христа по отношению к ближнему. Поэтому заповедь о любви ко врагу ничего не говорит о дружбе. Она – о другом. И если мы в свете Евангелия посмотрим на любовь к врагам, то, очевидно, первым шагом для нас должно стать неосуждение врага, отказ от злословия и «зеркального ответа» (мести).

В этом деле очень важна внутренняя борьба.

При столкновении с несправедливостью и тем более с агрессией в нас часто бурлят негодование и злоба, желание ответить тем же, и это нормально для греховного состояния, в котором мы пребываем. Но с точки зрения духовной жизни подобные внутренние бури весьма греховны, являясь чем-то вроде тлеющего костра, из которого может мгновенно разгореться пламя. И в случае подобных внутренних волнений обязанность христианина – бороться и молиться Повелителю бурь – Христу – об умиротворении душевного волнения.

И это будет важным первым шагом на пути к добродетели. Не вступать в конфликт, промолчать, потом успокоиться – вот первые проявления любви по отношению к обидевшему нас. Но борьба на этом не закончится. Далее задача христианина заключается в том, чтобы простить обидчика, что бы он ни сделал. И это следующее проявление любви.

Для такого прощения необходимо, во-первых, понимание той духовной истины, что через обидчика действовал Сам Господь. Даже если по отношению к нам или нашим близким совершено тяжкое преступление, не усомнимся в том, что Господь попустил его совершить для определенной пользы нашей. Так говорит об этом святитель Игнатий (Брянчанинов). Обращаясь к одному скорбящему иноку, он увещевает его оставить людей (как главную причину обиды), понять, что попущенная скорбь есть проявление Промысла Божия в отношении него, а люди – лишь Его слепые орудия, через которые Господь дает горькие пилюли.

Если для прощения этих соображений окажется недостаточно, христианин должен постараться убедить себя в том, что непрощение человека, неотпускаемое зло – это спазм внутри его собственной души, который причиняет ей тяжкое страдание. Не человек, причинивший мне скорбь, страдает, а я, пострадавший от него, сам себе причиняю еще большее зло, ибо непрощение влечет гибель души. Зачем мне обрекать на гибель еще и свою душу, если мне нанесена временная скорбь в этой жизни? Не стану ли я сам виновником еще большего зла, чем то, что мне причинили? Наконец, не лишним здесь будет вспомнить и о том, что сам я нуждаюсь в прощении бесчисленных своих согрешений, и если не сумею простить, то и прощения не получу…

Ну вот, обида, наконец, прощена. Окончание ли это борьбы? Увы, не всегда. Часто воспоминания о происшедшем терзают нас, и вновь появляется в душе озлобление на обидчика, наносящее ей ущерб. Для таких случаев Господь дает нам в руки еще одно оружие: благотворение и молитва. Есть у тебя возможность сделать добро неприятелю? Сделай его, и почувствуешь перемену в своем сердце, ибо наше сердце склоняется к тому, кому делаем добро. Нет такой возможности? Помолись за него Богу. Подобно Самому Богу, проси Создателя простить ему его согрешение и наставить на спасительный путь, и ты почувствуешь, как уляжется злоба, уступив место миру в твоей душе. Благотворение врагу способно сотворить чудо и переменить отношение его к тебе


Благодарность

Спасибо всем, кто нам мешает,
Кто нам намеренно вредит,
Кто наши планы разрушает
И нас обидеть норовит!
О, если б только эти люди
Могли понять какую роль
Они играют в наших судьбах,
Нам причиняя эту боль!
Душа, не знавшая потери,
Душа, не знавшая обид,
Чем счастье в жизни будет мерить?
Прощенья радость с чем сравнит?
Ну, как мудреть и развиваться
Без этих добрых злых людей?
Из ими созданных препятствий
Возникнут тысячи идей,
Наполненных добром и светом!
И повторю я им сто раз:
«СПАСИБО ВАМ за всё за ЭТО,
Ну, что б мы делали без ВАС???»

 Наталья Дроздова

Дайте место гневу Божию» Те, кто вольно или невольно причиняют нам скорби, трудятся, по сути, для нашего спасения

И последнее. Чувство справедливости, насажденное в человека Самим Творцом как отражение Его совершенной Праведности, совершенно естественно требует наказания сотворившему зло. Однако сам человек производить такое наказание Богом не уполномочен, вероятно, в силу ограниченности и греховной испорченности своей природы. Имея в виду это внутреннее противоречие, апостол Павел доносит до нас очень важную истину в послании к Римлянам: Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим. 12, 19‒21). Не следует только превратно понимать его слова в том смысле, что мы должны лицемерно благотворить обидчикам в надежде собрать на их голову «горящие уголья». Мысль апостола здесь та, что нам не следует переживать по поводу безнаказанности согрешившего против нас, суд Божий непременно его настигнет. Мы же своей искренней любовью должны с необратимостью приближать эту победу добра над злом…

А ведь автор прав! Нам действительно надо благодарить Бога за всех этих добрых злых людей! Все те, кто вольно или невольно причиняют нам скорби, неприятности, проблемы, трудятся, по сути, для нашего спасения. Пусть никогда не понимают они этого, пусть сами имеют при этом совсем другие цели. Нам надо успокоиться на мысли, что через них нам посылает весточку Сам Господь, а потому Господь прав, когда говорит нам: любите врагов ваших.

 По материалам православных сайтов

 

(8)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *